Вкладывать триллионы в ЖКХ, не меняя экономики отрасли – пустые хлопоты

Сегодня экономика ЖКХ в России выстроена таким образом, что предприятиям нет никакого смысла становиться эффективными.

Что-то не так с тарифами?

Непродуманная политика в области ЖКХ не всегда позволяет предприятиям самостоятельно зарабатывать, поэтому они неспособны, либо не желают сами себя вытаскивать из долгов. И основные беды в том, что сегодня отрасль работает по принципу «затраты плюс» и плохо приспособлена для возврата инвестиций.

Следует напомнить, что тарифы на услуги ЖКХ до сих пор ежегодно устанавливаются региональными властными регуляторами. Причем регулятор преследует основную цель - сделать тариф как можно ниже или хотя бы не допустить его превышение за установленную планку, ограничивающую рост тарифов (на сегодня это 6% в год). Реальные затраты и расходы предприятий ЖКХ учитываются лишь частично и в тех размерах, которые умещаются в установленный норматив роста тарифа. Как результат этому - многие предприятия просто не получают денег для покрытия своих затрат.

Представим себе структуру экономики стандартной теплоснабжающей организации: материальные ресурсы в виде топлива в ее балансе занимает до 70%, остальное — зарплата и ремонт. Как следствие, при таком положении дел в первую голову урезаются затраты на ремонт и прокладку новых труб. Показателен пример, приведенный Вячеславом Темниковым из астраханского филиала "ЛУКойл-ТТК". "У нашей компании амортизация на 2013 год составляет около 178 миллионов рублей, а в тарифе заложено около 76 миллионов, таким образом, организация недополучит около 100 миллионов, соответственно, на эту сумму не будет выполнена инвестиционная программа. А ведь есть еще инфляция, скажем, металл, из которого делают трубы, подорожал на 20 процентов в прошлом году и на 20 процентов в этом. Никто не говорит, чтобы государство брало на себя какую-то часть затрат теплосетевого комплекса — пусть хотя бы тариф покрывает то, что должно быть". 

С этим соглашаются и в Нижегородской теплоснабжающей компании (НТК): даже сегодняшние тарифы могут обеспечивать безубыточную деятельность предприятий ЖКХ, разумеется, при условии эффективной работы систем теплоснабжения. Однако наличие значительного износа котельного оборудования и тепловых сетей, приводит к сверхнормативным потерям, а их не учитывают при формировании тарифов, отмечают в НТК. То есть, говоря проще, истинную степень износа инфраструктуры ЖКХ в тарифе просто не предусматривают. В итоге предприятиям приходится покрывать еще и названные «теневые» потери.

И это еще не все: если у предприятия каким-то образом получается снизить свои затраты, вслед за этим регулятором немедленно понижается и тариф. Поэтому заработать на модернизации ЖКХ сегодня проблематично. По словам президента РКС Игоря Дибцева: "Высокая доля топливной составляющей в структуре затрат теплоснабжающих предприятий, которую мы никак не контролируем, при одновременной политике сдерживания тарифов для конечных потребителей услуг, создает в тепловом бизнесе большие риски. Действующие ограничения приводят к тому, что страдает либо экономика предприятия - увеличиваются убытки, либо производственный процесс - снижается количество ремонтов, возникает угроза аварийных ситуаций, а это репутационные риски".

Именно по этой причине многие частные компании, работающие сегодня в ЖКХ, отдают предпочтение заниматься не тепло-, а водоснабжением: нет таких затрат на закупку сырья. Эксперты уверяют: если не изменить тарифную политику, никаким частным компаниям не составит интереса приходить в ЖКХ и брать в концессию существующую инфраструктуру.

Концессионерам да, да, да…

Решено, концессионный механизм в ЖКХ должен заработать с 1 января 2014 года. Владимир Путин, проводивший заседание Госсовета по ЖКХ назвал концессию перспективной моделью, как для бизнеса, так и для государства. "Главный плюс концессии в возможности привлечь инвестиции на длительный срок, притом, что собственность на имущество остается у города или муниципалитета".

Считается - использование концессий позволит сделать рынок ЖКХ конкурентным, поскольку заключение концессионных соглашений будет проводиться на конкурсной основе.  Еще одним плюсом в использовании механизма концессий называется возможность обеспечения жесткого контроля над деятельностью концессионеров (вплоть до разрыва договора при невыполнении концессионером взятых на себя обязательств).

Однако существуют и другие мнения.  Так руководитель дирекции коммунального бизнеса группы компаний "ТНС энерго" Алексей Овсянников полагает, что "механизм передачи коммунальных объектов в концессию частным операторам не приведет к значительному росту инвестиций в ЖКХ, так как концессии ориентированы на привлечение заемного банковского финансирования, а при существующей системе расчета тарифов такое финансирование ЖКХ не потянуть".

Тогда на роль главного принципа деятельности предприятий ЖКХ претендует только адекватное тарифообразование по принципу: "затраты плюс возврат инвестиций", причем возврат инвестиций не за счет повышения тарифов, а за счет внедрения новых технологий и той экономии, которую они создадут! Не сбрасывая со счетов  и эффективное использование тех денег, которые в сектор уже поступают от потребителей. Отметим, что сегодня это вполне осуществимо.

Постоянство денежных потоков от потребителей по оплате услуг ЖКХ, служит вполне достаточным основанием для привлечения инвестиций в эту сферу, дело лишь за правильным оформлением доступа инвесторов к этим потокам.

"Приоритет должен быть за частными инвестициями, но инвестиции в модернизацию ЖКХ должны быть оплачены конечными потребителями коммунальных услуг. Разумеется, такое возможно, если платежи потребителей будут растянуты по времени", — считает Алексей Овсянников.

Главное застолбить нужную сумму

По оценкам Минрегионразвития, озвученные на Госсовете 9 трлн рублей, (ни больше, ни меньше), затребованные у государства на модернизацию ЖКХ, включают в себя инвестиции в системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системы канализации и удаления твердых бытовых отходов, а также (под вопросом) системы электро- и газоснабжения. Если принять на веру правильность подсчетов необходимости инвестиций в размере 9 триллионов в течение десяти лет (кто бы сомневался), то потребные ежегодно суммы вложений, мягко говоря, значительны - 900 миллиардов рублей ежегодно, что составляет 21% от достигнутой ежегодной выручки сектора (4,2 триллиона рублей). Это притом, что сегодня в ЖКХ инвестируется около 291 миллиарда рублей.  

Если предположить, что названные 9 триллионов рублей в течение десяти лет будут вложены, то обновится только 25 процентов основных фондов ЖКХ.  При этом общий износ основных фондов удастся снизить всего на 10 процентов, в результате износ уменьшится до 60–65 процентов, вместо сегодняшних, критических 70–75. Так стоит ли овчинка выделки? Ведь ЖКХ сегодня - провальная дыра в экономике РФ и просто так взять и вложить 9 – 10 триллионов ничего не изменит и не улучшит, деньги растворятся, сколько не вкладывай.

Резюмируя все вышеизложенное, заметим, что низкий объем сегодняшних инвестиций в сферу ЖКХ России во многом есть следствие властного регулирования тарифообразования и отсутствия так необходимых экономических рычагов. Да и пути решения проблем ЖКХ - очевидны: внедрение новых технологий, новое регулирование тарифов, новые финансовые механизмы. Однако к триллионам рублей из бюджета все названное отношения не имеет.