Искать выход лучше с другой стороны

Решить проблему ЖКХ, пересмотрев всю экономику отрасли, начиная с тарифов. У многих следующее утверждение вызовет, по крайней мере, удивление, но на самом деле российское жилищно-коммунальное хозяйство сегодня располагает достаточными средствами для развития и модернизации. А все разговоры о том, где раздобыть триллионы на его модернизацию, просто отводят глаза людям и уводят в сторону от истинных проблем и их возможных решений.

Как заметил руководитель одной из крупнейших в стране теплоснабжающих организаций "Когда я слышу “Дайте денег!” — для меня это первый признак очень неэффективного ведения дел". И это еще мягко сказано.  Именно потому состоявшееся в конце мая заседание Госсовета по проблемам ЖКХ, проведенное президентом страны Владимиром Путиным, оставило довольно тягостное впечатление. Все ограничилось одними лишь попытками центра и регионов спихнуть друг на друга огромные расходы либо раздуть эти расходы еще больше - но, ни слова по существу вопроса.

Для сведения: сегодня ЖКХ в стране - огромная отрасль, 7% от всего ВВП. Ее содержание обходится стране в 4,2 трлн рублей ежегодных платежей. И на фоне этой цифры - 9 трлн рублей, потребные на восстановление изношенной инфраструктуры, не кажутся запредельными. Просто деньги, направляемые в сферу ЖКХ, не используются с умом.

При этом модернизацию ЖКХ рассматривают исключительно в ключе замены старого оборудования на новое и точно такое же. Никто не хочет понять, что в мире давно уже существуют технологии, позволяющие повысить эффективность предприятий ЖКХ на порядок: снизить до минимума потери в теплосетях, забыть о затратах на бесконечные ремонты, повысить КПД сжигаемого топлива. И именно внедрение новых технологий должно стать конечной целью модернизации ЖКХ.

Не менее важный момент - экономика отрасли. Сегодня в ней не получается заработать тем, кто готов инвестировать в повышение эффективности. Зато все более возрастает число любителей присосаться к потокам платежей — ведь деньги-то в отрасль, как уже говорилось, поступают в достаточном объеме. Лишь поменять принципы формирования тарифов — и уже станет возможным говорить о привлечении полноценных частных инвестициях.

И наконец, ЖКХ, как никакой другой отрасли, требуется введение новых разнообразных финансовых механизмов — различных форм кредитования, облигационных займов и т.п.

Добиться снижения потерь непросто, но реально

В стране есть компании, уже использующие новые технологии в тепло- и водоснабжении которые вполне аргументированно могут доказать, что это путь эффективный. Для примера приведем слова директора астраханского филиала “ЛУКойл - Теплотранспортная компания” Вячеслава Темникова. "В 2009 году мы полностью перевели снабжение тепловой энергией от одной из котельных на новые трубы изопрофлекс. Потерь у нас с тех пор просто нет. Даже с учетом того, что не производятся трубы изопрофлекс большого диаметра, а максимальная рабочая температура у них ниже, чем необходимо для эксплуатации магистральных тепловых сетей, идущих из крупных теплоисточников, таких как ТЭЦ или ГРЭС, можно утверждать, что такие трубы - это будущее распределительных и квартальных сетей".

Имеются в виду армированные трубы из сшитого полиэтилена. Их единственным производителем в России является группа "Полимертепло", гарантирующая не только 49-летний срок службы своих труб (причем даже новая стальная труба сегодня эксплуатируется в теплоснабжении максимум до 15 лет,  вместо нормативных - 25). Этой группой также запущен проект инвестиционной модернизации теплосетей, они предлагают частично разделить с ними риски. Теплосетям предоставлена возможность рассчитываться за трубы не сразу полностью, а в рассрочку. Это означает фактическое инвестирование за счет самих предприятий ЖКХ, которым необходим лишь удобный механизм в расчетах за новое оборудование, и они вполне смогут «отбивать» эти средства за счет обычных платежей.

Для примера, в «Российских коммунальных системах» (РКС) компанией вложено более 900 млн рублей в строительство и реконструкцию котельных во Владимире, Брянске, Благовещенске, Петрозаводске, Тамбове и других городах. Причем КПД новых котельных, оснащенных современным оборудованием, работающем на газе, составляет 92%. Новые автоматизированные котельные создали значительную экономию, снизили себестоимость вырабатываемой тепловой энергии, а также фонд оплаты труда за счет сокращения обслуживающего персонала. Что немаловажно, при строительстве и модернизации тепловых сетей, РКС, вдобавок к традиционным,  использовали и новые технологии. Такие как бесканальная прокладка металлических трубопроводов в ППУ-изоляции (пенополиуретан), располагающая встроенной системой сигнализации состояния трубопроводов, что позволяет быстро и точно определять место прорыва трубопровода, тем самым сократив утечки.  Для горячего водоснабжения в сложных условиях плотной городской застройки, а также в случаях невозможности ведения раскопок (например, в интересах сохранения памятников культуры), применялись полипропиленовые трубопроводы и трубопроводы касафлекс.

В качестве образца РКС ставит в пример модернизацию теплоснабжения во Владимире, здесь модернизация источников тепла и разводящих теплосетей, в том числе с использованием современных труб, принесла экономию порядка 1 тысяч гигакалорий тепла в год. Реализация мероприятий проекта способствовала созданию 209 новых рабочих мест, в бюджеты различных уровней поступили 250 млн рублей налоговых платежей. То есть применение новых технологий вполне может не только превратить ЖКХ в эффективную отрасль, но и придать импульс двигателя экономики.

Иногда дрова применять эффективней

В ЖКХ не может быть единого решения для всей страны: каждый регион имеет свою специфику. И зачастую только местные компании могут подобрать наиболее эффективный вариант.  Например, по информации генерального директора Архангельской областной энергетической компании (“Архоблэнерго”) Андрея Щелокова они переходят на местные виды топлива, такие как древесные отходы, биомасса, отказываются от угля и мазута. "Поскольку у нас лесной регион, это сырье доступно, тогда как уголь мы везем из Инты или Хакасии, в том числе морем, до места назначения — и уголь получается не то чтобы золотой, но точно серебряный". Сегодня КПД у современных западноевропейских котлов при сжигании древесных отходов достигает 90–95 процентов. В этом году компания планирует ввести две современные котельные на базе оборудования австрийской компании Politechnik, проложить к ним также и новые полимерные трубы. Щелоков уверен: "мы на годы забудем о ежегодном ремонте".

Можно привести еще один пример эффективности работы в сфере ЖКХ – "Водоканал Санкт-Петербурга", огромнейшее хозяйство, снабжающее водой пятимиллионный город. На протяжении последних пяти лет предприятие работает с прибылью. Это привлекает не только потребителей, но и инвесторов. Питерский водоканал — одно из немногих предприятий ЖКХ в России, которое разместило облигационный заем, и отчитывается по МСФО (не всякому акционерному обществу это удается), то есть его деятельность абсолютно прозрачна. На средства, привлеченные от инвесторов, предприятие повышает свою эффективность. Так одной из инициатив водоканала стало внедрение математической (или гидравлической) модели, которая позволяет проводить многовариантные гидравлические расчеты. В результате водоканал удерживает стабильное давление во всей сети трубопроводов, при этом среднемесячное энергопотребление снизилось более чем на 30 процентов. И значительно - до 5 процентов сократились неучтенные потери воды.

Все приведенные выше примеры доказывают: предприятия ЖКХ вполне могут стать эффективными, и прямой путь к этому — внедрение новых технологий.