Город | Значение | Изм. |
---|---|---|
КМВ | 43 923 руб. | -0.41% |
Пятигорск | 51 563 руб. | 0.35% |
Ставрополь | 42 013 руб. | 0.65% |
Кисловодск | 44 721 руб. | -0.42% |
Ессентуки | 38 238 руб. | -1.73% |
На сегодняшний день в различных очередях на улучшение жилищных условий в России состоят около 3 млн семей. Если раньше это были в основном городские жители, то по данным нынешнего года число сельских очередников приблизилось к 500 тысячам. Это составляет в целом 5-7% населения России.
Для улучшения условий проживания такого количества людей потребуется как минимум 20 лет, надо добавить, если вплотную заниматься проблемой. И это данные по самому оптимистичному прогнозу, т.е. без учета будущих новичков очереди. Но как сбросить со счетов то, что постоянно образуются новые семьи, появляются пострадавшие при наводнениях, пожарах, техногенных катастрофах, землетрясениях.
Ныне действующий Жилищный кодекс РФ пришел на смену старому с 1 марта 2005 года, так как ранее действующий законодательный документ устарел. В нем содержались утверждения о том, что результаты октябрьской революции послужили решающим фактором решения жилищной проблемы, что в 21 веке выглядело немного странно.
В соответствии с новым кодексом сохраняется очередь на улучшение жилищных условий, сформированная до 1.03.2005 года.
Изменились требования для постановки на учет новых семей после этой даты. Одним из основных новых критериев является малообеспеченность. Очередники обязаны постоянно подтверждать свою финансовую несостоятельность документально, при превышении определенного уровня жизни происходит автоматическое исключение из очереди.
Наиболее уязвимыми становятся молодые семьи. Наличие карьерного или профессионального роста, повышающие финансовое положение семьи, переход на более оплачиваемую работу или уменьшение состава семьи по любым причинам, фактически могут перевести очередника в разряд обеспеченных.
Кроме очереди существуют понятия «вне очереди» и «в первую очередь», которые, по своей сути, тоже очереди. Усложненность предложенной новой системы не способствует безупречности ее работы.
В статье 51 Жилищного кодекса под названием: «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» прописан процесс постановки в очередь на жилье.
В статье указан перечень из четырех пунктов, какие именно категории граждан имеют право на получение социального жилья. Написано юристами и для юристов на сложном профессиональном языке. Но может помочь Интернет, многие юридические сайты в режиме on-line предлагают бесплатные консультации.
Категорий льготных очередников прописано немало. Законом установлены льготы для инвалидов, участников боевых действий, чернобыльцев, ветеранов, многодетных семей и других. Но кроме федеративных законов необходимо знать и законы субъектов РФ. Именно на региональном уровне определяются понятия «малообеспеченность» и критерий недостаточности жилой площади, в каждом регионе приняты свои нормы. Существуют ограничения и дополнения, вводимые местными властями. Например, для Санкт-Петербурга и Москвы необходимо прожить в городе не менее 10 лет для постановки на жилищный учет.
В статье № 2 Жилищного кодекса прописано кто отвечает за вопросы финансирования жилищной программы: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ):
При анализе ситуации выясняется, что конкретные цифры в конкретных регионах разные. Но общая картина такова - финансирование строительства жилья «социального найма» сокращается. Сегодня в первую очередь муниципальные жилищные программы направлены на предоставление жилья очередникам из сносимого ветхого фонда. Администрациям городов зачастую потребна освобождаемая земля и особенно в центре.
При изучении мирового опыта строительства социального жилья есть положительные и неудавшиеся примеры. В качестве положительного приводится опыт строительства дешевого жилья в Швеции. Привлечение неприбыльных муниципальных строительных компаний позволило построить жилье дешевле и понизить продажные цены на рынке. Однако опыт Швеции нельзя признать удачным до конца, здесь за сорок послевоенных лет строительство муниципального жилья оставило огромный, невосстановимый государственный долг.
Опыт Западной Европы при строительстве социального жилья в 50-60-е годы положительным не считается.
В Англии правительством М. Тэтчер практически была ликвидирована система сдачи в аренду дешевого жилья уже в 80-е годы.
Социальное строительство во Франции отмечено потерей качества жилья, не соответствию его современным стандартам. В настоящее время правительство страны вынуждено сносить ежегодно около четырех тысяч таких домов. Такое соцжилье привело к образованию люмпенизированных районов в пригородах Парижа и других крупных городов.
Вместо запланированного района социального жилья, возник криминальный район и в окрестностях Рио-де-Жанейро. Про перипетии социального жилья рассказывает голливудский фильм «Город бога».
В среднем на одного жителя России приходится 22 кв. метра жилья. В Соединенных Штатах – 65, в Швеции – 45.
В нашей стране 64% жилого фонда составляют квартиры из 3-х и менее комнат. В Германии квартир такой площади - 8%, в США - 1,5%. Доля инвестиций государства в жилищное строительство в ФРГ и в США - 1,5 %.
Статистика исследования цен на строительство жилья, проведенного Компанией Deloitte в 2013 году по 14 странам, такова: в Израиле один кв. метр жилой площади стоил около 4000 евро, В Италии - 2500, в Норвегии - 1000, в России - 1151 евро. Не до конца понятен принцип формирования рыночной цены, но приведенные показатели с доходами населения в этих странах никак не связаны.
В Интернете много предложений по продаже квартир в Грузии, например в центре Батуми можно купить жилье по цене 450-500 долларов за квадратный метр. И это не муниципальное, это коммерческое строительство.
Во всех развитых странах существует форма жилья «социального найма» и ликвидировать такую очередь полностью не получится. В настоящее время и в России, пока с трудом, происходят поиски альтернативных вариантов.
Схемы известны:
В основе этих вариантов просматривается одно условие - жилье необходимо сделать частной собственностью. Сложность реализации жилищных программ зависит от мелочей: процентных ставок на кредит, особенностях договора аренды, размере субсидий и реальной оценки стоимости жилья. В то же время финансовые и строительные организации не желают заниматься расчетами для решения этой проблемы.
Цены во всем мире на бетон, арматуру и другие строительные материалы практически не отличаются. Может и нам научиться строить жилье как в центре Батуми по доступной цене?
Или вот еще врезка из журнала «Идеи вашего дома» за март 2010 года.
Стоимость 1 м2 площади канадского дома составляет 27 900 руб. И это с учетом проектирования (900 руб./м2), изготовления и доставки в контейнерах через океан (13 500 руб./м2), устройства фундамента (3 тыс. руб./м2), сборки здания (3 тыс. руб./м2), прокладки инженерных коммуникаций, включая электрику, сантехнику, горячее и холодное водоснабжение и систему водяного отопления с универсальным котлом (3 тыс. руб./м2), а также фасадной (1500 руб./м2) и внутренней отделкой экономкласса (3 тыс. руб./м2).
Речь идет о доме с отделкой и доставкой через три моря, из Канады. Тогда, четыре года назад, стоимость колебалась от 920 долларов за квадратный метр. Сегодня видимо выше?
В то же время и очереди на доставку домов из Канады также пока не существует. Но есть немало проблем с участками для их сооружения, особенно в крупных городах и вокруг них.