Муниципалитеты Ставрополья обеспокоены новыми полномочиями по распоряжению землёй

1 марта, согласно изменениям в федеральном законодательстве, передаются полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с районного уровня - муниципальным поселениям, при наличии у них утвержденных правил землепользования и застройки. 

Такая новация, вызвала немало вопросов на прошедшем заседании совета по вопросам местного самоуправления под председательством Юрия Белого. Всё это похоже на сложную рокировку. До марта 2015-го доходы от аренды или продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, делились между бюджетами поселения и муниципального района в пропорции «50х50». Сегодня «финансовый ручеек» полностью перенаправлен в районную казну. То есть полномочия в одну сторону, а деньги в другую. Вдобавок есть еще одно обстоятельство: в поселениях отсутствуют специалисты, способные заниматься полноценным администрированием в сфере земельных отношений.

Прислушаемся к мнению главы администрации Петровского муниципального района Александра Захарченко: «Законодатель в очередной раз испытывает нас на прочность. В штате районной администрации работают шесть специалистов, которые занимаются всеми земельными вопросами. Если подсчитать, сколько разного рода документов, в том числе правоустанавливающих, судебных исков в сфере земельных отношений было ими подготовлено только в прошлом году, получится цифра с тремя нулями. На уровне поселения этой работой заниматься некому. Даже если найдется такой специалист, где взять средства на осуществление новых полномочий, если доходы от земли перенаправлены в районный бюджет?».

О цене нововведения для поселений говорил начальник имущественных и земельных отношений администрации Александровского района Сергей Мещеряков. Простой подсчет показывает, если каждое поселение в масштабах их района обзаведется собственными «землемерами», казне придется платить в шесть раз дороже, чем за содержание аппарата специалистов в штате районной администрации.

По новой схеме полномочий создается немало проблем и для граждан. К примеру, с заявлением о выделении участка под строительство дома надо идти к главе местного сельсовета, а чтобы оформить правоустанавливающие документы все равно придется ехать в район, где все органы рядом: и Росреестр, и кадастр, строительство и архитектура.

Некоторые главы поселений в связи со складывающейся ситуацией испытывают искушение игнорировать новые правила землепользования и застройки, ведь без этого документа не придется осуществлять новые, не подкрепленные ни финансово, ни технически полномочия. В то же время без принятия правил невозможно новое строительство, а значит, и развитие населенного пункта. Следовательно, это не выход.

По мнению большинства участников совещания, законодатели поторопились с принятием изменений, не продумав всех деталей и механизмов. Принято решение - обратиться в Госдуму РФ с законодательной инициативой о возвращении прежних норм, как более приемлемых.