Город | Значение | Изм. |
---|---|---|
КМВ | 43 923 руб. | -0.41% |
Пятигорск | 51 563 руб. | 0.35% |
Ставрополь | 42 013 руб. | 0.65% |
Кисловодск | 44 721 руб. | -0.42% |
Ессентуки | 38 238 руб. | -1.73% |
В России всегда довольно остро стоял вопрос о трудностях, связанных с мобильностью трудовых ресурсов. И, казалось бы, какая речь может идти о динамично развивающейся экономике, если люди ограничены в перемещении по территории страны? И, несмотря на то, что кризис должен был пошатнуть эту ситуацию, население по-прежнему остается привязанным к собственному жилью. Вот и получается, почти как у Лермонтова: «Сижу за решеткой в темнице…»- своей.
Тем не менее, небольшой капитал для переезда россияне как-то еще найти могут: ведь не на улице же до переезда они жили. Поэтому, можно продать прежнее жилье, а на новом месте – приобрести новое. Но не тут-то было. России удалось создать и собрать столько правовых проволочек и проблем, что для переезда, любому гражданину потребуется не только «тьма» денег, но еще столько же нервов и закалки. Да и, кроме того, зачастую в собственности у населения находится некогда приватизированное жилье, которое расположено в депрессивных регионах страны. А по цене такая недвижимость никак не конкурирует со стоимостью домов в экономически развитых районах, куда и направлен основной миграционный поток.
Безусловно, жилищная программа призвана помогать переезжающему населению, в то же время долевое строительство, ипотека и прочее,- доступны довольно малой доле населения. Так, за 11 месяцев 2009 г. ипотекой смогли воспользоваться всего лишь 10% соотечественников, в то время как 70% всего построено жилья было рассчитано именно на эту долю россиян.
К тому же ипотека и иные виды кредитования для молодых семей, которые еще не имеют собственного жилья и высокого уровня доходов, в условиях кризиса препятствует активной миграции, так как буквально привязывает заемщиков к региону. А высокие процентные ставки еще и увеличивают время выплаты кредитов, как правило, достигающее двух десятков лет. Это мешает активному поиску работы по всей территории государства, связывая руки молодежи кредитными обязательствами.
Не способствует активной динамике трудоспособного населения и та неприватизированная недвижимость, которая отводится государственным работникам по договору социального бессрочного найма. Такое жилье достается в основном государственным работникам, которые годами и даже десятилетиями вынуждены проставить в очередях, чтобы получить хотя бы социальную недвижимость. Учитывая то, что она практически не подлежит обмену на схожую, но в другом регионе, – вряд ли человек рискнет ее лишиться, переехав в другой район, даже если получит более выгодное место работы.
Еще одним барьером на пути к нормальной трудовой миграции выступает дорогая аренда жилой недвижимости. Даже в самых пассивных районах нашей страны ежемесячная арендная плата однокомнатной квартиры приравнивается или превышает средний доход работника. А если учесть, что жилье намного дороже в экономически развитых регионах, то у провинциальных жителей, не имеющих собственного жилья для продажи, почти нет шансов переехать в прогрессивные города. В итоге весомая часть россиян находится в тяжелых условиях рынка наемной недвижимости.
Подводя итоги, хочется отметить, что регион КМВ, как и остальная часть России, также не может похвастаться достойной развитого государства активной миграцией трудовых ресурсов. Учитывая то, что цены на недвижимость в КМВ существенно упали за 2009 г., население вынужденно проживать в собственных домах, не имя возможности обменять жилье на подобное в ведущих городах центрального региона России. Из наиболее активных городов можно выделить Пятигорск и Ессентуки, которые из-за своей туристической привлекательности, по цене еще конкурентоспособны.