На Ставрополье треть лифтов в многоквартирных домах на грани «упадка»

Новое жилищное законодательство, сформировавшееся в течение последних лет, основано на финансовой и моральной ответственности собственников жилья за состояние объекта своего проживания. Однако полученные в наследство от предыдущих советских владельцев проблемы не всегда можно решить только силами жильцов. 

Главными капитальными и неподъемными являются вопросы ремонта протекающих крыш, дырявых труб, изношенной электропроводки, устранение трещин в стенах многоэтажных домов. Особенно остро стоит проблема дальнейшей эксплуатации разрушающегося оборудования лифтов.

Анализ полученных жалоб и всевозможных просьб от измученных ставропольчан в общественный совет при министерстве ЖКХ края, выявил серьезные опасения у специалистов. Результаты анализа изложены в обращении к главе региона В. В. Владимирову. В обращении приводятся факты критического состояния лифтового фонда.

Поскольку лифты многоэтажных зданий считаются опасными производственными объектами, а в эту категорию включены технические средства, неисправность которых может привести к смертельному исходу для пассажиров, к ним должно быть привлечено пристальное внимание ряда ведомств. В то же время для масштабного устранения выявленных проблем необходима финансовая бюджетная поддержка городского, поселкового и регионального уровней.

Разработанная специалистами программа привлекает более пристальное внимание к проведению технического анализа и разработке мероприятий для замены изношенных частей лифтового оборудования в самое ближайшее время. Нельзя перекладывать эту проблему на плечи только самих жильцов, и не только с экономической точки зрения, но и согласно требованиям безопасности при пользовании лифтовыми кабинами.

Отмечается, что масштаб проблемы распространяется на всю территорию Ставрополья. Имеющиеся статистические данные рисуют далеко не оптимистическую картину. К примеру, по городу Железноводску при оценке износа всего объема лифтовой техники приводится опасная цифра - свыше 50%. Жители курортных городов Пятигорска и Кисловодска также не в состоянии своими силами отремонтировать изношенную технику, составляющую практически половину всего состоящего в эксплуатации лифтового хозяйства. И речь идет не о нескольких десятках кабин - «инвалидов», а гораздо больше.

Согласно предварительной оценке по проверкам 2017 года, для обновления лифтового фонда Ставрополья необходимы свыше 1000 подъемников. Почти одна треть работающих лифтов используется уже после отработки нормативных сроков эксплуатации, а степень износа у 170 «ветеранов» признана максимально высокой. И подобная ситуация наблюдается по всей России. В настоящее время в пользовании у жителей нашей страны находятся 440 тысяч лифтовых подъемников, из которых почти 130 тысяч уже превысили свой ресурс эксплуатации.

Для сведения, по нормативным документам эксплуатация лифта возможна в течении 25 лет. После этого срока допускается трижды проводить плановую диагностическую оценку технического состояния и продлевать  работу лифтовых кабин до девяти лет максимально. То есть максимальный срок использования лифтового оборудования составляет 34 года. В соответствии узаконенным требованиям Ростехнадзора, отключение работающих лифтовых механизмов производится строго после истечения срока эксплуатации - 34 лет.  Это собираются неукоснительно выполнять - несмотря на приносимые многим людям неудобства.

По предварительной оценке, проведенной ставропольскими общественниками совместно с представителями управляющих компаний, доставка, монтаж и оформление соответствующих паспортов и разрешений для каждого лифтового механизма оценивается порядка 1,7 – 2 миллионов рублей. И здесь без бюджетной финансовой поддержки реализовать замену лифтовой техники многоквартирных домов своими силами жильцы не смогут. У многих возникают в памяти цифры из загадочной строчки платежных квитанций – «на содержание жилья».

Какая возможность отчислять хотя бы часть этих денег на ремонт  подъемных устройств? Вот мнение директора УК «УЮТ» Ольги Корлотяну – «если пустить эти средства на «оживление» лифтов, то не хватит на оплату за экстренный вызов аварийных служб, т.е. газовикам, работникам водоканала, теплосетей и тех же лифтовиков, а этого делать нельзя. Да и жильцы нижних этажей не захотят тратить деньги на «ненужный» им лифт».

Действующий фонд капремонта отправляет средства владельцев квартир, как правило, на счета регионального оператора, но с учетом нестабильной собираемости средств, накопление идет медленно. Региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов предусматривается обновление 3920 лифтовых кабин в 1176 зданиях, но это не в ближайшей перспективе. Вероятней всего, ускоренная замена лифтового хозяйства, с учетом небольших сумм и низких сборов, начнется не раньше 2026 года.

По словам первого заместителя министра ЖКХ СК Ольги Силюковой: «Темпы обновления лифтового хозяйства края пока недостаточны, ведь это самая дорогостоящая статья. В свое время немного снять остроту вопроса помогла господдержка, когда на ремонт домов деньги выделялись из Фонда содействия реформированию ЖКХ при условии софинансирования из краевого и муниципального бюджетов, а также средств собственников. Здесь хорошо проявил себя Ставрополь. Но с прошлого года на подобную помощь рассчитывать не приходится. Министерством неоднократно направлялись предложения в Минфин края о финансировании мероприятий по замене лифтового оборудования. Однако в связи с ограниченностью средств бюджета Ставрополья принять новые расходные обязательства в настоящее время не представляется возможным».

В то же время как возможное рассматривается получение кредита жителями многоэтажек на цели ремонта своих изношенных лифтов. Ольга Силюкова разъяснила, что при этом можно рассчитывать на помощь государства по возмещению заранее оговоренных сумм для погашения расходов по процентам.

Однако путь получения коллективного кредита тернистый, предстоит большая работа с соседями и чиновниками. Затем трудно будет выдержать многолетние оплаты повышенных сумм по платежам. Одна надежда на будущее - в случае стабилизации экономической ситуации и осознания полной ответственности за сохранность общего домового имущества, повышения ответственности  чиновников, отыщется, наконец, выгодный и посильный путь для решения этой проблемы.