Причины высокой кадастровой стоимости земли на Ставрополье

Вопросы, связанные с высокой кадастровой стоимостью земельных участков в Ставропольском крае, последнее время все чаще звучат на краевых, районных и городских форумах, в средствах массовой информации, содержатся в обращениях к органам власти со стороны землепользователей и владельцев земельных участков.

Такие эпитеты, как "кадастровая удавка", призывы к акциям протеста – это далеко не полное перечисление страстей, бушующих вокруг данной проблемы.

Заместитель председателя комитета Думы Ставропольского края по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству Василий Машкин так прокомментировал ситуацию, почему базовое условие, призванное регулировать земельные отношения вызывает столько эмоций.

"Согласно ст. 65 Земельного кодекса, использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения, выкупа, установления размера арендной платы и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.

Государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков".

Надо отметить, что кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в 2001 году в среднем по краю за один га составляла 19 тысяч рублей, в 2006 году уже 48 тысяч рублей, а в 2012 году – 58 тысяч рублей.

Таким образом, в сравнении с предыдущей кадастровой оценкой цены поднялись в среднем по краю на 20 процентов. Так, в Нефтекумском районе они выросли в 50 раз, в Апанасенковском - в 5 раз, в Арзгирском и в Туркменском районах - в 2,5 раза. По Предгорному, Кочубевскому и Ипатовскому районам - почти в два раза. Это приведет к увеличению в разы стоимости арендной платы и земельного налога. В целом по краю эта сумма может составить для земледельцев более полумиллиарда рублей.

Для сравнения: средняя кадастровая стоимость 1 гектара сельхозугодий в Московской области составляет около 30 тысяч рублей.

Как на законных основаниях пересмотреть итоги кадастровой оценки земли?

Согласно статье 24.19 вышеназванного федерального закона предусматривается возможность оспорить результаты кадастровой оценки земли комиссией по рассмотрению споров при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Причем результаты оценки кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения (12.02 – 16.02.2013 года) в государственный кадастр недвижимости.

Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут послужить:

  • недостоверные сведения о земельном участке, использованные при определении его кадастровой стоимости;
  • оценка объекта недвижимости по его рыночной стоимости на дату установления его кадастровой стоимости.

Для определения оснований к пересмотру результатов оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявителю необходимо вначале обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (министерству имущественных отношений края), в орган кадастрового учета и запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости.

Далее, не позднее семи рабочих дней, начиная от даты поступления указанного запроса, заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и органом кадастрового учета представляются заявителю соответствующие сведения.  Если их анализ укажет на несоответствие сведений фактическим показателям по данному объекту недвижимости, следует обращаться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости должны прилагаться:

  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • отчет, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям вышеназванного федерального закона.

В отсутствие указанных документов заявления к рассмотрению не принимаются.  Дополнительно могут быть приложены и другие документы, раскрывающие суть заявления.

Документы о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваются комиссией в течение одного месяца, считая от даты его поступления.

Что предпринять, если комиссией будет отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки, либо закончится шестимесячный срок, определенный законом?

Здесь может помочь только обращение с исковым заявлением в арбитражный суд о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, изменении на его рыночную стоимость. В таком случае рыночная стоимость объекта определяется по итогам экспертизы, назначенной судом.

Приведенные выше исчерпывающие ответы, могут быть многим полезны. Будем надеяться, что кадастровые страсти в дальнейшем перейдут в плоскость конкретных решений по каждому отдельно взятому земельному участку, вызывающему сомнение в достоверности его оценки согласно действующему законодательству.